Россия возрождает программу дрейфующих полярных станций в Арктике

15 сентября в Мурманске состоялась торжественная церемония старта экспедиции «Северный полюс-41». Команда ученых и полярников Арктического и Антарктического научно-исследовательского института впервые отправится в Арктику на новой ледовой самодвижущей платформе «Северный полюс».

Научный состав экспедиции «Северный полюс-41» поднялся на борт судна. Ученые начали настраивать оборудование и готовится к выходу в рейс. После завершения всех необходимых приготовлений ЛСП «Северный полюс» выйдет из порта Мурманска в сторону Новосибирских островов.

«Благодаря многолетнему кропотливому труду конструкторов, инженеров, специалистов, Россия обладает не имеющей мировых аналогов платформой, на борту которой организованы все условия для ведения научно-практической деятельности в суровых широтах. Рассчитываю, что работа ЛСП «Северный полюс» станет серьезным вкладом в развитие нашего исследовательского флота, в обеспечение мощного технологического задела и укрепление позиций отечественной науки. А нынешняя экспедиция откроет яркую страницу в истории освоения Арктики, будет способствовать результативным изысканиям в области климата, экологии, биологии, океанологии и других важных дисциплин», – отметил в своем обращении Президент Российской Федерации Владимир Путин.

«Практические результаты будущих исследований крайне важны для успешной реализации стратегии развития арктической зоны и основ государственной политики в Арктике, - подчеркнул в своем обращении к полярникам Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.

Александр Козлов, Министр природных ресурсов и экологии РФ поздравил участников экспедиции «Северный полюс-41» с началом нового амбициозного проекта: «Наша платформа – уникальное мировое изобретение. Аналогов ей нет, и не будет. «Северный полюс» — это дань великому прошлому и путь к новым открытиям. Горжусь, что был причастен к строительству платформы. Горжусь, что знаком с капитаном первой экспедиции. Хочу сказать огромное спасибо Росгидромету и Институту Арктики и Антарктики, что воплотили мечту полярников в жизнь. Теперь ученые могу в безопасности работать в суровых условиях, а не как раньше в палатке, на льдине среди Северного ледовитого океана. Уверен, что полярники сделают немало научных открытий и проведут важные исследования. Желаю вам именно этого – научного везения и исследовательского азарта. Время первооткрывателей не прошло, оно все еще продолжается».

«Этот год стал поистине историческим событием в области исследования труднодоступных территорий нашей страны. Работы, запланированные на судне, станут достойным проектом для российского и мирового научного сообществ. Задача учёных – изучить основные закономерности и причины изменений, происходящих в климатической системе Арктического региона, описать тенденции будущих трансформаций на ближайшие десятилетия. Эта работа имеет принципиально важное научное и практическое значение и полностью отвечает национальным интересам Российской Федерации», — сказал руководитель Росгидромета Игорь Шумаков.

«Россия запускает беспрецедентный по масштабам и научной значимости проект в Арктике. Уже в начале октября 41-я дрейфующая полярная станция начнет свою работу. Теперь, когда в нашем распоряжении ледовая самодвижущаяся платформа, мы сможем изучать Арктику комплексно и непрерывно, как она того и требует. Все полученные данные с множеством переменных в онлайн-режиме будут предаваться на «большую землю» и уже в ближайшее время будут использоваться для уточнения прогнозов ледовой обстановки для безопасной и эффективной навигации по Северному морскому пути. Это чрезвычайно важно, потому что от качества проводки судов в конечном итоге зависит конечная стоимость грузоперевозки в арктических морях», — сказал Александр Макаров, директор Арктического и антарктического НИИ.

К месту начала дрейфа судно прибудет в начале октября. На текущий момент специалисты Арктического и антарктического НИИ наблюдают за пятью льдинами, пригодными для размещения научного лагеря. Окончательный выбор будет сделан непосредственно на месте. Примерно 7-10 дней судно будет вмораживаться в льдину. В этот период ученые займутся обустройством научного лагеря вокруг платформы. Основной целью экспедиции станет комплексное изучение Арктики в системе «атмосфера — ледяной покров — океан».

Отечественная программа дрейфующих полярных станций началась в 1937 году с экспедиции под руководством Ивана Папанина. В 2013 году программу пришлось свернуть из-за таяния льдов в Арктике. Специалисты Арктического и антарктического НИИ проанализировали и обобщили уникальный опыт предшествующих экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий – ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс».

Судно, не имеющее аналогов в мире, построено и спущено на воду в этом году. Оно станет для полярников одновременно транспортом, домом, научно-исследовательским центром, и даже измерительным прибором – в корпус ЛСП вмонтированы датчики, которые помогут изучить ледовую обстановку. ЛСП «Северный полюс» стала третьим по счету судном научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

Проект разрабатывался в тесном сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и Арктического и антарктического НИИ. Весной 2018 года между Федеральной службой Росгидромета и Адмиралтейскими верфями был подписан контракт на проектирование и строительство ЛСП. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне Арктического и антарктического НИИ. На воду судно было спущено в декабре 2020 года. Через два года, 21 мая 2022 года, в День полярника, ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла на ходовые испытания. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию.

Источник: Росгидромет